Эволюция протестантской теологии

Эволюция протестантской теологии свидетельствует о том, что христианские мыслители стремились обновить религиозное мировоззрение, согласовать его с социальной ситуацией, наукой и культурой. Вместе с тем теологи, особенно традиционалисты и фундаменталисты, подчеркивали, что диалог с естественными и общественными науками, другими религиозными и философскими системами должен сочетаться в теологии с критикой нехристианских форм сознания. В этой ориентации, в полемике с материализмом, атеизмом, в философском обосновании религии раскрывается апологетическая функция протестантской теологии. Дискуссия модернистских течений с традиционалистскими показывает, что и в современной протестантской мысли не разрешены внутренние противоречия богословия, и снятие одних противоречий ведет к появлению других. Отрекаясь от традиционных представлений, модернисты вынуждены постоянно к ним возвращаться, так как абстрактные философско-теологические конструкции не могут стать основой религиозной веры масс. Вместе с тем протестантская мысль, как и вся христианская теология, содержит постановку и попытку решения важнейших общечеловеческих проблем.

Протестантская миссия способствовала не только развитию местных евангелических церквей в Азии, Африке, Латинской Америке* но также и возникновению особых автономных форм, отличающихся от исторического протестантизма в европейских странах. Протестантская миссия в Азии началась с XVIII в. Сначала туда проникало лютеранство, позднее — баптизм. В Индонезию голландцы принесли различные формы кальвинизма. В Японии, Китае и на Филиппинах сказалось влияние американского протестантизма. Основанная в 1947 г. протестантская церковь в Южной Индии представляет собой опыт экуменического синтеза. Англиканцы соединились в ней с различными группами конг – регационалистов, пресвитериан и методистов. Священнослужители всех этих направлений объединились в новой Церкви Южной Индии, возглавленной епископом. В качестве основы вероучения приняты Библия и Апостольский символ веры. Признаются крещение и евхаристическая вечеря. Формы культа сближены с богослужебной практикой Высокой церкви англиканства. Для церкви Индии характерна попытка соединения трех важных протестантских тенденций — классического реформационного тезиса, согласно которому церковь является союзом людей, добровольно принимающих спасительное учение Христа, англиканской епископальной структуры и пиетистской формы религиозного переживания, опирающегося на внутренний опыт.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий