Сирийский язык

В IV—V вв. в сирийской Месопотамии была широко известна Эдес – ская богословская школа, с которой был тесно связан Ефрем Сирин (ум. 373), основанная, по преданию, еще во II в. гностиком Вардесаном, против ереси которого Ефрем, в частности, и выступал. Главным предметом изучения было Священное Писание. Эталонными считались комментарии Ефрема Сирина, но им не были истолкованы все книги Библии, поэтому в V в. был предпринят перевод на сирийский язык полного корпуса экзегетических сочинений Феодора Мопсуетского, по антиохийской традиции избегавшего цветастых аллегорий.

Неустоявшийся богословский понятийный аппарат и лексические трудности при двойных переводах греческих и арамейских текстов создали благоприятную почву для возведения христологической доктрины Нестория к Феодору Мопсуетскому — непререкаемому авторитету для восточно-сирийских христиан и поныне. Несторий учил, в частности, о «двух сынах» во Иисусе Христе: о Сыне Божьем, родившемся от Бога Отца, и о Сыне Человеческом, родившемся от Марии, в котором обитал Бог Слово, поэтому Несторий называл Деву Марию «Христоро – дицей», а не «Богородицей». Богословы церкви Востока акцентировали 498 внимание на четком разграничении двух естеств и двух qnome (~яро – acD7iov, – persona) — индивидуальных проявлений общего естества-куа – па (^qnxnq, =natura). И поскольку специфический сирийский термин qnoma переводился греческим v яоатаац без должного вникания в оттенки смысла, получилась формула «две ипостаси в двух естествах», противоречащая халкидонскому догмату. Но qnoma не имеет точного греческого эквивалента, поскольку обозначает не личность (ипостась), а конкретную индивидуализированную природу: обе qnome охватываются одной личностью Христа. Отказавшись принять Халкидон, поскольку его вероопределение казалось им нелогичным, «сирийские богословы — как «диофизиты» («несториане»), так и «монофизиты» («севириа – не») — оказались в оппозиции к официальной Церкви Византии. Результатом стало закрытие по приказу императора Зенона в 489 г. Эдесской «школы персов» и бегство ее учителей в Нарсай (Персия), где была организована новая — Нарсайская — школа, сохранившая приверженство вере Феодора Мопсуетского, Диодора Тарсийского и Нестория.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий