Средневековая схоластика

Лютер существенно переосмыслил подход средневековой схоластики к разграничению теологии и философии. Соотношение двух иерархических уровней, разумного и сверхразумного знания, переводилось в различение двух аспектов — естественного и богооткровенного познания, непостижимым образом соединяющихся в человеке, который и сам мыслится как воплощенное противоречие, как одновременно и погибший грешник, и оправданный во Христе. Поэтому при всем многообразии концепции протестантской теологии распределяются между двумя плавными вариантами. С одной стороны, это учения, основанные на те – оцентристском подходе, отправляющиеся от библейского откровения, из него выводящие «теологию сверху». С другой стороны,— учения, основанные на антропоцентристском подходе, которые отправляются от опыта и выстраивают «теологию изнутри или снизу». Обе эти тенденции наличествовали уже в наследии немецкого реформатора.

Распространение лютеранства. Борьба с крестьянско-плебейским крылом Реформации поставила лютеранство на службу немецким князьям, которые были объявлены плавами национальных церквей. Церкви эти, названные впоследствии лютеранскими или евангелическими, евангелическо-лютеранскими, оформились в северных немецких княжествах, скандинавских странах. Эта конфессия проникла и в другие страны Европы. В Польше учение Лютера было известно уже с 1518 г. Главными центрами польского лютеранства были Великая Польша, Мазуры. Здесь взгляды Лютера распространялись, главным образом, среди крестьян. Затем лютеранство проникло в городские слои и в семьи магнатов. Контрреформация сокрушила польское лютеранство, а соперничество между сословиями ослабило его сопротивление. Уже во второй половине XV в. в Польше осели небольшие группы Чешских Братьев. Массовая эмиграция чешских гуситов в Польшу осуществилась в XVI и особенно в XVII в. после битвы при Белой Горе, покончившей тогда с независимостью Чехии. В Польше укрылся от преследований со стороны католиков и немецких феодалов выдающийся педагог и учитель Чешских Братьев Ян Амос Коменский (1592—1670). Гуситы в Чехии и Польше уже в XVI в. испытали влияние лютеранства и кальвинизма. Чешская Братская Евангелическая церковь стремилась связать гуситское учение с лютеранскими и кальвинистскими идеями, приняла «Чешское исповедание» 1575 г., которое основывалось на Сандомир – ском соглашении 1570 г. В XVI в. появились лютеране, выходцы из Германии, и в Московской Руси, а во второй его половине они уже создали свою первую общину.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий