Западногерманский теолог и философ

Одним из знаменитых неотомистов является западногерманский теолог и философ Карл Ранер (1904—1984), труды которого некоторые католические теологи считают «гениальным и зрелым синтезом христианской веры». Ранер по-особому отнесся к некоторым позициям «классического» томизма, хотя сформировался во многом под влиянием Маритена (а также М. Хайдеггера, К. Ясперса, Тейяра де Шардена, персоналистов и др.). Он издал многотомную серию «Богословские исследования»; известны его работы «Дух в мире» (1957). «Слушатель Слова Божия» (1971), «К теологии будущего» (1971), «Основания христианской веры» (1976) и другие. Ранер обратился к антропологической проблематике, поставив задачу перестроить томизм посредством его переориентации на проблемы специфики человеческого бытия в мире. Религиозная философия, по Ранеру, должна стать метафизической аналитикой человеческого бытия. Человек — существо, которое уже по самой своей природе должно воспринимать откровение Бога. По сравнению с «классическим» неотомизмом Ранер более склонен к мистицизму. Опираясь на сочинения и духовную практику средневековых мистиков, он стремился перевести «мистический опыт» на язык современной религиозной философии, в частности, антропологии. Посредством логического анализа рационалистической позиции в отношении познания Бога он привел читателя к выводу, что она делает излишним Откровение; она не может убедительно обосновать истины веры и реальность связи человека с Богом. В деле познания Бога надо исходить не из разума, а из мистического опыта переживания тайны. Сущность человека, по Ране – ру, — это трансцендирование к тайне; его познавательная деятельность должна иметь результатом не знание, а самоотдачу высшей тайне, этой последней глубине человеческого существования. Тайна пронизывает исконные основания человеческого духа, истоки разума, воли и свободы. Ранер отличает философское познание сущности человека от богословского: философия только подводит исследователя к тайне, сокрытой в человеке, к тайне богообщения, а открывает эту тайну богословская антропология. Он выдвинул теорию «анонимного христианства».

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий